Самария – одно из красивейших, живописнейших мест Израиля. Сюда можно попасть, проехав 8 км на северо-запад от Шхема. 
А было это давно, в 887 г. до н.э., когда царь Израиля Амврий приобрел участок земли на высоком холме высотой 443 м над уровнем моря и выстроил там город-крепость, назвав ее Шомрон (Шемер) по имени бывшего владельца земли. Обширная плодородная долина, как на ладони, простиралась у подножия холма.
Вскоре Самария стала столицей Северного Израильского царства, его политическим и религиозным центром, здесь возвели усыпальницу израильских царей.
Много раз библейские пророки предсказывали Самарии гибель, противопоставляли ее Иерусалиму – столице иудейского царства: царь Ахав построил в Самарии языческое святилище! Его жена Иезевель была язычницей и хотела молиться своим богам, ей и подарил Ахав «город дома Ваала» с языческими статуями.
  Неоднократно осаждали город арамейцы, но Ахаву удавалось отстоять город, однако после его смерти враги вновь осадили Самарию (об осаде упоминает Вторая Книга Царств). И город снова чудесным образом был спасен!
  Но вот в 725 г. до н.э. ассирийский царь Салманасар IV встал под стенами города на долгих три года, но не дождался сдачи Самарии, которая сдалась лишь после его смерти царю Саргону в обмен на обещание пощадить жителей и не разрушать город. Более того, он сделал его еще более прекрасным, о чем пишет Вторая Книга Царств (17:6). Самария сохранила свой статус центра ассийрийской, а впоследствии вавилонской и персидской провинций.
Разорил город Александр Македонский в отместку за непокорность, разогнал местных жителей и поселил в городе сирийцев и македонцев – так начался новый этап в его развитии, эллинистический.
  Последний расцвет наступил для Самарии во времена правления Ирода Великого, который не только укрепил город, но и существенно расширил его, а впоследствии и переименовал. Второе название города – Себастия (в переводе с греческого – возвышенный). А после смерти Ирода город пришел в упадок, в VII в. арабы разрушили его и он превратился в деревушку.
Сегодня от города, увы, остались только руины, однако они красноречивые свидетели его былого великолепия и богатства. А для каждого верующего человека это место священно: здесь, по легенде, был казнен Иоанн Креститель (в старой церкви хранился его череп) и здесь же его могила. Церковь византийского периода, превращенная арабами в мечеть, сохранилась.
Археологи Гарвардского университета первыми начали здесь раскопки и подтвердили правдивость библейских рассказов о том, что Ахав выстроил дом из слоновой кости (I Книга Царств). " Чертоги слоновой кости " еще дважды упоминаются в Библии: в 44-ом Псалме и книге пророка Амоса. 
Археологи раскопали фундаменты крепостных стен, несколько башен, а на западном краю горного хребта – дворец Ахава, построенный с видом на Средиземное море. А во дворе дворца действительно был обнаружен пруд, упоминаемый в Библии, в Первой Книге Царств, (тот самый, где окровавленную колесницу Ахава вымыли).
Во время раскопок ученые обнаружили множество осколков плиток из слоновой кости, а также фрагментов барельефов с изображениями растений (пальм, папирусов, лотосов и т.п.), животных (серн, львов, быков и т.д.), финикийских богов. Ценнейшими находками для историков стали ручки кувшинов для хранения масла и вина для царского двора: на них сохранились до наших дней адреса, имена отправителей, получателей и даты!
А на южных склонах холма сохранились остатки колоннады римского периода, идущей вплоть до западных склонов. Среди колонн есть монолитные, свидетельствующие о высочайшем мастерстве самаритян. При царе Ироде вокруг холма шла центральная улица (протяженностью около 1700 м, шириной – 18 м) – вдоль нее и были поставлены колонны. То, что осталось от великолепия дворца Ирода, археологи обнаружили в 1909 г. Тогда же были раскопаны форум, святилище Августа, множество захоронений.
Сегодня здесь, в долине, разводят виноград, оливковые сады, остатки древних колонн и камни разбросаны по всей долине. Это одно из редкостных в Израиле мест, где на десятках километров не встретишь ни одного поселения. С горы Сартаба (это визитная карточка Самарии) открываются взору великолепные виды Иорданской долины. Сюда стоит приехать, чтобы услышать тишину, поразмышлять о чем-то очень значимом, послушать голоса камней, рассказывающих вечную историю жизни на земле.